Как приватизировать жилое помещение

Порядок приватизации муниципального жилья в собственность

Как приватизировать жилое помещение

Приватизация – весьма сложный процесс, который позволяет гражданину бесплатно получить квартиру, земельный участок или даже дом в собственность. Этот процесс настолько же популярен, насколько юридически сложен – требуется обратиться во множество инстанций, собрать огромный пакет бумаг, оформить множество разрешений, а затем еще и подождать проверки.

В этой статье мы поговорим об одном конкретном примере, а именно о приватизации муниципального жилья. Мы отметим особенности этой процедуры, разберем её плюсы и минуты, распишем саму процедуру и весь необходимый пакет документов для её осуществления.

Что такое приватизация? Особенности

Приватизация – это переход права собственности от государства и муниципальных служб к гражданину. Отличает её от прочих сделок по переходу собственности то, что она практически бесплатна.

Да, придется платить за подготовку бумаг, заказ справок, подачу заявлений, но эти суммы относительно небольшие – сама приватизация ничего не стоит, за переход права собственности вы ничего не платите.

Естественно, у такой неоднозначной процедуры есть как свои плюсы, так и минусы.

К положительным качествам приватизации можно отнести:

  • Полноту перехода прав. Гражданин становится полноправным владельцем жилплощади, может её продавать, сдавать и т.д.;
  • Приватизированная недвижимость может выступать как полноценное жилье, предоставляя гражданину определенные гарантии. Например, из него сложно выселить за долги или нарушения;
  • Приватизированную квартиру можно ремонтировать, перепланировать, а на приватизированной земле можно даже заниматься строительством;
  • Приватизированное жилье можно заложить в банк при оформлении кредита, в нем можно заниматься определенными видами деятельности.

Как видите, приватизация дает все плюсы полноценного владения недвижимым имуществом. Но при этом она обладает и минусами:

  • Очень сложно провести – потребуется получение разрешений, справок, документов (как личных, так и на жилье);
  • Приватизация – операция разовая, два раза она не проводится;
  • За полученную собственность придется платить налоги, потребуется оплачивать коммунальные услуги;
  • Не все жилье можно приватизировать;
  • Собственник начинает нести ответственность за приватизированную собственность в соответствии с законом.

Так же стоит отметить и особенности, отличающие приватизацию от остальных юридических операций, связанных с передачей собственности:

  • Приватизация добровольна. Проводить её при использовании муниципальной квартиры или нет – решение самого гражданина;
  • Приватизация – стандартизированная процедура. То есть она не меняется от региона к региону и одинаково проводится в любом субъекте РФ;
  • Приватизация возможна и в долях, и целиком. При этом каждый желающий приватизировать долю должен собирать свой пакет бумаг;
  • Возможна и приватизация земли, но это совсем другая процедура, которая проходит на основании актов от муниципальной власти;
  • Муниципальное жилье, которое нельзя приватизировать, в некоторых случаях можно приобрести.

Муниципальное жилье и его особенности при приватизации

Поговорим о самом понятии муниципального жилья. Это тип собственности, который можно передать гражданину для использования путем составления договора социального найма. Находится такое жилье, как видно из названия, в собственности муниципальных служб, и именно с ними придется работать больше всего. К жилью муниципального типа относится недвижимость следующего типа:

  • Квартира или комната;
  • Жилой дом;
  • Часть жилого дома, предназначенная непосредственно для проживания.

Когда можно и когда нельзя проводить приватизацию?

Действующим законодательством РФ не предусмотрено никаких ограничений, касающихся сроков приватизации жилья, принадлежащего муниципальным органам, а так же каких – либо запретов на приватизацию, не связанных с самим гражданином. Это значит, что если сам гражданин имеет на приватизацию право, он может провести её в любой момент после подписания договора социального найма.

Необходимые документы

Для того, чтобы приватизировать муниципальную квартиру и получить на неё все права, вам потребуется достаточно большой пакет бумаг. В него входят:

  • Удостоверение личности гражданина РФ. Лучше всего использовать паспорт;
  • Договор социального найма, на основании которого гражданин пользуется жилплощадью. Получается еще на этапе вселения гражданина в квартиру или дом;
  • Справка о неучастии в приватизации. Этот документ подтверждает, что гражданин ранее в приватизации не участвовал и имеет на неё право. Выдается в БТИ или по запросу через паспортный стол (если гражданин переезжал);
  • Выписка со счета гражданина. Выдается в банке по запросу;
  • Выписка из домовой книги. Выдается в службах жилищно – коммунального хозяйства. Там же потребуется взять документ, подтверждающий отсутствие долгов по коммунальным услугам;
  • Разрешение от органов опеки (если в операции участвуют несовершеннолетние).

Только после подготовки этого пакета документов можно перейти к следующему этапу, а именно обращению в госслужбы с просьбой о приватизации.

Проведение приватизации

Перейдем к самой приватизации. Сама процедура не так сложна, как сбор документов для её проведения, но так же требует внимательности и грамотного подхода.

В первую очередь необходимо будет обратиться  документами в жилищный отдел администрации населенного пункта, в котором располагается жилье.

Там вам выдадут бланк – заявление, в которое вам потребуется внести все необходимые сведения из документов, которые мы описали выше.

Не стоит переживать, сделать это достаточно просто, а основная трудность будет состоять в указании перечня лиц, в приватизации участвующих – если их несколько, то каждый должен будет отметится в заявлении и вписать свои личные данные.

После заполнения заявления и оплаты государственной пошлины (200 рублей) заявление у вас заберут вместе с бумагами, а в замен выдадут расписку. В установленный срок (около 60 суток с момента подачи бумаг) вам потребуется снова обратиться в администрацию и забрать документы, подтверждающие факт приватизации.

Обратите внимание на то, что само разрешение выдается в одном экземпляре независимо от того, сколько человек в заявлении расписывалось.

Но и на этом приватизация не заканчивается. После того, как жилье перейдет в собственность по договору приватизации, это самое право собственности потребуется зарегистрировать.

Сделать это достаточно просто – вам потребуется обратиться в Росреестр с документами на квартиру, разрешением на приватизацию и личными документами, заполнить бланк заявления на перерегистрацию, и сдать его вместе с полным пакетом бумаг.

Если вы нигде не ошиблись, то через какое – то время (около месяца) вас вызовут в Росреестр и выдадут новые свидетельства о праве собственности.

Приватизация через суд

Далеко не всегда приватизация проходит гладко. К сожалению, нет какой – то определенной службы, которая помогает гражданам в получении прав на собственность, так что в случае возникновения проблем имеется только один способ их решить – обратиться в суд. Приватизация с помощью искового заявления возможна в весьма узком спектре случаев:

  • Госслужбы неправомерно отказывают в её проведении;
  • Госслужбы своим бездействием мешают приватизации;
  • Была допущена ошибка, которая неправомерно мешает гражданину приватизацию проводить.

А так же в ряде других исключительных случаев, которые препятствуют гражданину воспользоваться его правом на приватизацию жилья. В этом случае требуется сделать следующее:

  • Обратиться в суд с исковым заявлением, указав в нем причину, по которой невозможно провести приватизацию без обращения в высшую инстанцию;
  • Предоставить пакет бумаг, который необходим для приватизации, и доказать во время слушаний, что с его помощью можно провести данную процедуру;
  • Получить заключение суда, на его основе получить разрешение о приватизации;
  • Зарегистрировать собственность в Росреестре.

Полезный совет

Для проведения данной процедуры вам потребуется собрать все те же документы, а так же обратиться к юристу – только он поможет правильно организовать защиту ваших интересов и завершить процедуру после вынесения решения суда.

Источник: https://vsenaslednikam.ru/poryadok-privatizatsii-munitsipalnogo-zhilya-v-sobstvennost.html

Как приватизировать квартиру в 2020 году

Как приватизировать жилое помещение

Приватизация — это процедура перевода квартир и других жилых помещений из государственной собственности во владение граждан.

Процесс приватизации начался еще в 1990-х годах с появлением в России института частной собственности и продолжается до сих пор.

В 2020 году участвовать в приватизации могут все граждане, которые проживают в квартире по договору социального найма, в том числе несовершеннолетние дети.

Процедура приватизации жилья в России бесплатная, но дополнительные расходы потребуются для получения и оформления необходимых документов. После регистрации права собственности в Росреестре можно распоряжаться жильем по своему усмотрению.

Кто может приватизировать квартиру

В 2020 году участвовать в приватизации может любой желающий. Главное условие — нужно иметь право пользоваться жильем по договору социального найма. Участие в приватизации добровольное. Приватизировать квартиру без согласия одного из прописанных в ней граждан возможно только по судебному решению.

Перед тем как приватизировать квартиру, нужно убедиться в том, что она действительно принадлежит государственному или муниципальному жилищному фонду. Согласно статье 4 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 нельзя приватизировать:

  • жилые помещения в домах, которые признаны аварийными;
  • комнаты в общежитиях;
  • жилье, расположенное на территории закрытых военных городков;
  • служебное жилье (исключение: помещения жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий).

Участвовать в приватизации можно только один раз в жизни. Исключение предусмотрено для несовершеннолетних: они могут участвовать в программе до и после 18 лет.

Порядок приватизации квартиры: пошаговая инструкция

Процесс приватизации жилья проходит в несколько этапов:

  1. Для начала нужно получить согласие на участие в приватизации всех зарегистрированных в квартире граждан, включая несовершеннолетних. Если кто-то из жильцов не захочет участвовать в приватизации, нужно получить от него письменный отказ.
  2. Подать заявление на передачу квартиры в собственность вместе с пакетом необходимых документов в жилищный отдел местной администрации или многофункциональный центр (МФЦ).
  3. Уполномоченный орган должен провести проверку поступивших сведений. Заявление должны рассмотреть максимум за 2 месяца, без учета выходных и праздничных дней (ст. 8 Закона № 1541-1).
  4. Если в результате проверки будет принято положительное решение, заявитель получит на подпись договор передачи квартиры в собственность. Несовершеннолетние участники приватизации в возрасте от 14 до 18 лет подписывают договор с согласия их родителей или опекунов. За детей младше 14 лет подписи проставляют их законные представители.
  5. Подписанный договор передается в Росреестр. После документ передадут собственнику с соответствующей отметкой о регистрации и выпиской из ЕГРН.

Приватизированную квартиру можно продать, подарить или обменять на другое имущество. Также недвижимость можно оставить в наследство, передать в залог или сдать в аренду.

Документы для приватизации квартиры

Чтобы приватизировать квартиру в 2020 году, потребуется следующий пакет документов:

  • заполненный бланк заявления о приватизации жилплощади от всех прописанных в ней жильцов;
  • оригиналы и копии документов, удостоверяющих личность:
    • для взрослых граждан — паспорт гражданина РФ;
    • для лиц младше 14 лет — свидетельство о рождении;
  • договор соцнайма или ордер на вселение;
  • документ, подтверждающий, что ранее право на приватизацию не было использовано;
  • выписка из ЕГРН, которая подтверждает, что ранее жилье не было приватизировано;
  • техпаспорт квартиры (его можно заказать в БТИ);
  • для подтверждения отсутствия задолженности по коммунальным платежам потребуется предоставить выписку из лицевого счета;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Дополнительно могут понадобиться:

  • справка из органов опеки и попечительства — если в квартире зарегистрированы дети младше 14 лет;
  • в случае изменения паспортных данных — документы, подтверждающие смену фамилии, отчества, имени заявителя или членов его семьи;
  • при обращении через представителя — паспорт и нотариально оформленная доверенность;
  • справка о месте жительства ребенка — если он прописан в квартире, но не проживает в ней;
  • в случае смерти ранее прописанного в помещении жильца — свидетельство о смерти.

Важно помнить, что у некоторых документов установлен определенный период действия. Например, выписка из лицевого счета действительна только в течение месяца. Чтобы избежать отказа в приеме документов, лучше заранее проконсультироваться в МФЦ или отделе приватизации и точно узнать, какие из бумаг лучше получать первыми, а какие непосредственно перед подачей заявления.

Проведение процедуры может быть приостановлено на срок до 1 месяца при отсутствии одного из документов. Если один из жильцов откажется от приватизации, процесс значительно затянется или вовсе остановится.

Сколько стоит приватизация квартиры в 2020 году

Сама процедура приватизации бесплатна. Дополнительных расходов требует только изготовление и сбор необходимых справок и документов. Вот перечень основных расходов:

  • пошлина за государственную регистрацию права собственности — 2000 рублей (если в приватизации участвует несколько человек, плата делится между ними пропорционально);
  • выписка из ЕГРН — 200 рублей;
  • техпаспорт квартиры — от 1500 рублей;
  • нотариальная доверенность — от 300 до 2000 рублей.

Если собирать документы самостоятельно, придется потратиться в пределах 3-5 тысяч рублей, в зависимости от региона. За оформлением приватизации можно обратиться к специалистам (юристам, работникам агентств недвижимости). Плата за такие услуги может составить больше 20 тысяч рублей.

Некоторые документы гражданин может получить бесплатно. Например, копию договора социального найма, а также выписку из лицевого счета. Кроме того, через портал Госуслуги можно оплатить госпошлину со скидкой в 30% (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Последние новости

Изначально бесплатная приватизация имела ограниченный срок действия. Предполагалось, что до конца 2000 года все граждане, которые живут в муниципальных квартирах, переведут их в частную собственность. Но этого не случилось, и чтобы стимулировать россиян дальше приватизировать жилье, Правительство неоднократно переносило сроки бесплатной приватизации.

Законопроект о продлении бесплатной приватизации до 1 января 2020 года был внесен на рассмотрение в Госдуму в начале 2017 года. После первого чтения было предложено продлить приватизацию до конца 2019 года. Однако в феврале 2017 года было принято окончательное решение сделать программу бессрочной.

22 февраля 2017 года Владимир Путин подписал Федеральный закон № 14-ФЗ, который отменил положения ЖК РФ о завершении бесплатной приватизации 1 марта 2017 года, и она официально стала бесплатной и бессрочной для всех граждан РФ.

В 2020 году никаких изменений в Закон № 1541-1 не вносилось. Последние новости — теперь подавать документы для приватизации и регистрировать право собственности на квартиру можно в МФЦ.

Источник: http://kvartirniy-expert.ru/privatizaciya/kak-privatizirovat-kvartiru-v-2020-godu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.